На одной из ноябрьских пресс-конференций епископ, генеральный директор религиозной миссии "Каритас-Сепс Украины" Станислав Широкорадюк с грустью отметил, что указы Президента Украины о передаче церквям культовых сооружений не выполняются. Несмотря на обещания со стороны украинской власти, Римско-католической церкви так и не переданы, в частности, костел Святого Александра и церковь Святого Николая в Киеве, культовые сооружения в Белой Церкви, Умани. «Разговоры о передаче культовых сооружений не совсем отвечают действительности, поскольку в период, когда разваливалась советская власть, люди многие церкви взяли штурмом», - отметил Широкорадюк. И потом, по его словам, спокойной передачи церквей практически не было, за каждое сооружение была своего рода война. Чиновники идут на решение проблемы только там, где есть очень серьезный конфликт. Как заявлено в Конституции, Украина стремится быть правовым, демократическим государством, где свобода вероисповедания и отправления религиозных нужд закреплена законом. То есть будь ты буддист, православный или кришнаит – везде тебе зеленый свет. Римско-католический храм в Днепропетровске был построен еще в 19 веке, когда город еще назывался Екатеринославом. В 1917 году, как и все прочие храмы, он был реквизирован, само духовенство было уничтожено, настоятель отец Юзеф, как то полагается, расстрелян во дворе храма.Остальных ждали Соловки, Колыма и прочие советские радости. Вторично католическую церковь открывали на пару лет во время войны, когда в Днепропетровске находился итальянский оккупационный корпус. Окончательно с костелом разделались в 1947, превратив в детский дворец спорта. Фасад здания косметически изменился, а церковная крыша просто исчезла. В общем-то, если вы обойдете постройку и посмотрите сзади, то особых изменений там не найдете. Римско-католическая община снова появилась в Днепропетровске более десяти лет назад. Уже через год после своего возрождения католики обратились к городским властям с просьбой о возвращении храма. Тем более никаких проблем с доказательствами того, что ранее по проспекту Карла Маркса 91 находился католический костёл, не было. Были собраны все документы из областного архива. Как обычно, власти пообещали, что вот-вот все будет, но потом оказалось, что здание принадлежит не коммунальному фонду, а Министерству по делам молодежи и спорта. Тогда же господин замминистра Пустовойтов (не путать со всеукраински известным Пустовойтенко!!) заявил, что ему не понятно, почему католическая община считает храм своим: якобы ведомство вложило туда очень много средств на перестройку и благоустройство, что, однако, не помешало продолжению уверений о передаче костела назад верующим. В 1995 году в Днепропетровск приезжал секретарь папской нунциатуры вУкраине отец Милоншашек, который встречался с тогдашним губернатором и мэром города. Его заверили, что вопрос уже практически решен и осталось лишь согласовать некоторые моменты и храм немедленно вернут. Как же. Двумя годами позже выясняется, что в конце 1996 года постройка вместе с другими зданиями так называемой «красной линии» (всего 7 строений) были проданы Павлом Ивановичем Лазаренко, в те времена руководителем областного совета, различным частным лицам. Собственно церковь продали некоей панамской компании, после чего горячие латиноамериканские парни закрутили многоэтажную перепродажу, после чего теперь там прочно обосновались целых три фирмы. Теперь каждый уважающий себя днепропетровец, как, впрочем, и гость города, вполне может нарисовать себе картину изгнания торговцев из храма, поскольку здание церкви буквально облеплено рекламными плакатами. Тогда община обратилась в областную прокуратуру, которая уведомила, что дело находится в высшем арбитражном суде. Оттуда оно отправилось (однако купля – продажа здания уже тогда объявлялась недействительной, но поскольку закон о реституции еще не был принят, то особой радости от решения не было) кочевать с одного стола на другой. Городские власти умыли руки тем, что более не являются владельцами здания церкви, переправляя к юридическим хозяевам постройки, которые могли лишь разводить руками. Достаточно интересным был разговор настоятеля отца Збигнева с представителем горвласти господином Скажутиным, который прямо предложил вкупить церковь, запросив при этом ни много ни мало 200 000 американских долларов (интересный конечно, получается бизнес: город будет экспроприировать имущество церкви, а последняя его выкупать). Во время экономического форума в 2001, который проходил в Днепропетровске, состоялась встреча президентов Украины и Польши, Леонида Кучмы и Александра Квасневского. Польская сторона загодя была проинформирована о проблеме реституции костела в лице влиятельной газеты «Речь Посполитая». Нужно отметить, что поляки всегда интересовались вопросом о возвращении костела, поскольку среди прихожан насчитывается немалое количество их этнических земляков. Естественно, вопрос Кучме был задан. Тот же с легким сердцем перепоручил проблему губернатору Николаю Швецу, после чего воз и ныне там. С тех пор изменений с многострадальной повозкой практически не произошло. За исключением того, что областная прокуратура еще раз проинициировала слушание этого дела уже в хозяйственном суде. Суд первой инстанции отклонил иск, после чего он был передан в суд второй инстанции, то есть в арбитражный суд, который тоже ничем не закончился. В настоящий момент дело находится в Киеве, в Высшем арбитражном суде. Дело в том, что город как бы тоже не прочь вернуть здания, которые незаконно продал Лазаренко, однако о возвращении здания костела римско-католической парафии речь пока не заводится, несмотря на то, что сам Иоанн Павел II дважды обращал внимание Президениа на днепропетровскую церковь, а, вернее, ее отсутствие. Теперь католикам города, только официальный приход которых составляет порядка 350 человек, остается надеяться на волю господню и разрешение этого юридического казуса, который совершенно не красит Украину перед лицом мировой общественности.